Реклама банковских услуг
Реклама банковских услуг сегодня становится практически единственным методом борьбы за привлечение клиентов в банки. Это происходит из-за того, что российский рынок банковских услуг сейчас достаточно активно развивается и отличается высоким уровнем конкуренции. В то же время портфель банковских услуг в большой степени унифицирован, а банковская система подвергается строгому контролю государства. Вследствие этого, объем банковской рекламы и бюджета, который на нее тратится, уступает только рекламе продуктов питания, косметических и гигиенически средств.
Основными задачами рекламы банков являются информирование потенциальных клиентов о комплекте предоставляемых финансовых услуг, создание и поддержание репутации банка, а также укрепление сотрудничества между банком и клиентами.
Специфика банковской рекламы заключается в том, что основную роль в ней играет категория доверия в банковской деятельности. В этой области, как ни в одной другой, на успех влияет неизменная репутация организации. Именно поэтому чаще всего в рекламе банков делается акцент на стабильности, а банковская реклама поэтому отличается консерватизмом.
Стоит перечислить основные приемы при создании рекламы банковских услуг:
1) акцент на продолжительности присутствия банка на рынке (примерные слова и обороты: "Основан в таком-то году", "столько-то лет банковских традиций", "Надежность, проверенная временем", "гарантия", "стабильность" и тому подобное). Главная сложность в применении таких оборотов состоит в их ограниченном количестве, поэтому из рекламы в рекламу стереотипы восприятия (получается, что все банки - стабильные);
2) использование количественных показателей, свидетельствующих об успешной деятельности и выгодности данного банка (например, подведение итогов за год, размер его уставного капитала, величина прибыли, количество клиентов);
3) что касается демонстрации клиентов, то эффективным ходом будет указание на присутствие среди клиентов как государственных учреждений, так и известных промышленных и коммерческих компаний;
4) роль рекламы будет играть и упоминание банка различных рейтингах, информация о присвоении банку международных индексов;
5) наряду с представлениями о надежности и стабильности, сегодня все чаще в рекламе банков делают акцент на динамичное развитие и современные банковские технологии, создавая у потребителей образ банков нового поколения (слова и обороты: "банк высоких технологий", "банк современных технологий", "Импульс для новых достижений" и всё подобное). Таким образом, надежность и стабильность уже не являются преимуществом, они воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. При этом категория "стабильность" в некоторые периоды развития экономики по смыслу может приближаться к термину "стагнация".
Как уже было сказано, стандартность банковских услуг является одной из главных проблем продвижения банка, так как в таких условиях практически невозможно отличить один банк от другого. Ведь все подобные учреждения предоставляют своим клиентам примерно один и тот же набор услуг на похожих условиях.
Таким образом, при планировании банковской рекламы первым делом нужно определить характер (портрета, образ) банка и способы его выделения в сознании потребителя, что обычно требует оригинальных рекламных решений. Запоминающиеся рекламные телевизионные ролики не содержат текста о банковских услугах, а только формируют нужное рекламодателям эмоциональное состояние у зрителей.
Круг возможных рекламных носителей для рекламы банковских услуг достаточно узок, что связано со спецификой предлагаемой продукции и с хрупкостью имиджа финансового института. Например, такую рекламу не стоит размещать в телепередачах, вызывающих неоднозначную оценку, а также в газетах или журналах скандальной репутации.
Однако способов достучаться до своего потребителя у банков все-таки достаточно. При этом существует прямая банковская реклама и косвенная.
К прямой рекламе банковских услуг относится:
- реклама в печатных СМИ;
- реклама на телевидении;
- реклама на радио;
- реклама в сети Интернет;
- наружная реклама;
- сувенирная продукция.
А косвенная реклама содержится в мероприятиях по связям с общественностью:
- участие банка в выставках, семинарах, организация пресс-конференций, распространение пресс-релизов, освещение деятельности банка в СМИ;
- спонсорство;
- упоминание банка в рейтингах.
Печатные издания сегодня по числу рекламных сообщений являются абсолютными лидерами среди средств доступа к потенциальным клиентам.
Главное, что нужно помнить создателям рекламы для банков - это тот факт, что банковская реклама становится более клиент-ориентированной, когда в центре внимания оказывается не столько набор услуг, сколько отношение к клиенту.